Централизация государственных закупок: плюсы и минусы

12 марта 2017 - Андрей Плешков

Федеральным законом №44-ФЗ установлен институт централизованных закупок. Статьей 26 Федерального закона № 44-ФЗ определены условия и основные «ключевые точки» для централизации закупок. К таковым относится необходимость создания уполномоченного органа или уполномоченного учреждения и утверждения порядка их взаимодействия с заказчиком. Рассмотрим централизацию закупок подробнее.

 

Централизация закупок

 

Содержание статьи:

 

Уполномоченные органы и уполномоченные учреждения в сфере закупок и порядок их взаимодействия с заказчиками

 

Статья 3 Федерального закона №44-ФЗ закрепляет, что уполномоченный орган, уполномоченное учреждение – это государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Федерального закона №44-ФЗ.

 

Соответственно, для централизации закупок по 44-ФЗ необходимо создать государственный, муниципальный орган или казенное учреждение, которые и будут уполномочены именно на определение подрядчиков (поставщиков, исполнителей) для осуществления государственных или муниципальных закупок. При этом существует возможность не создавать новый орган или учреждение, для этих целей, а возложить полномочия уполномоченного органа в сфере закупок на уже функционирующий государственный орган, муниципальный орган или казенное учреждение.

 

Необходимо помнить, что Федеральным законом 44-ФЗ определенно, что некоторые полномочия заказчика не могут быть осуществлены уполномоченным органом в сфере закупок. В частности установлено, что уполномоченный орган или учреждение только определяет поставщиков, но при этом они не могут осуществлять обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе начальной (максимальной) цены контракта. Отдельно отмечено, что контракты подписываются только заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители) уполномоченным органом в сфере закупок. 

 

Федеральным законом 44-ФЗ установлено, что порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями. Учитывая, что больше Федеральный закон №44-ФЗ не содержит требований, кроме указанных в 26 статье к такому порядку, это означает, что возможна определённая «свобода творчества» при формировании такого документа.

 

Допускается так же возможность по соглашению между субъектами и муниципалитетами определить, что закупки муниципальных заказчиков осуществляют уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации.

 

Негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ

 

Несмотря на то, что институт централизации государственных и муниципальных закупок введен Федеральным законом 44-ФЗ в целях реализации им же закреплённых принципов эффективности и единства закупок, при непосредственной реализации централизованных закупок по 44-фз на практике возникают некоторые сложности, которые сказываются на результате закупок.

 

Во первых при централизации закупок по 44-ФЗ возникает снижение конкуренции между участниками закупок, поскольку в таком случае возрастает объем товаром, работ и услуг, финансовые риски и логистическая нагрузка на потенциального победителя закупки. Происходит это потому что нужды многих заказчиков неизбежно объединяются и укрупняются уполномоченным органом в одну закупку. Следствием этого является снижение качества товаров, работ и услуг. Крупные закупки не интересует представителей малого бизнеса, и в итоге победителем по таким закупкам являются только достаточно крупные игроки этого рынка. Снижение количества участников закупки так же снижает и процент экономии бюджетных средств по таким закупкам, относительно того, если бы заказчики самостоятельно по отдельности закупали эти объекты закупки.

 

Дополнительным негативным фактором является неизбежное возникновение коррупционных факторов, которые так же снижают эффективность таких закупок. Распространены по таким видам закупок и случаи картельных сговоров между участниками закупок. Немаловажным является и вопрос логистики информации между заказчиком и уполномоченным органом в сфере закупок, который может привнести дополнительные проблемы в и так сложную сферу закупок. На практике централизация государственных закупок приводит к неизбежному увеличению сроков осуществления закупок, что вкупе с низким качеством планирования среди заказчиков часто может приводить к срыву государственных или муниципальных закупок.

 

Помимо всего выше обозначенного, вследствие того, что не все полномочия заказчика передаются уполномоченному органу в сфере закупок, заказчик все равно должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Ну и поскольку закупки уполномоченный орган осуществляет для многих заказчиков, то срыв даже одной закупки влечёт негативные риски для одного или даже нескольких субъектов. Учитывая это, нередки случаи когда, уполномоченные органы в сфере закупок «договариваются» с контролирующими органами на предмет сокрытия допущенных нарушений Федерального закона №44-ФЗ. 

 

Когда закупки осуществляются непосредственно заказчиком, он абсолютно самостоятельно определяет способы своих закупок. При централизации государственных и муниципальных закупок такая свобода выбора у уполномоченного органа отсутствует. А это означает, что снижается возможность заказчиков максимально оперативно удовлетворять свои нужды. Стоит отметить, что на практике осознавая вышеуказанные риски, нередки случаи, когда в порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями предусматривается право заказчиков осуществлять некоторые виды закупок своими силами. Как правило, это определяется по сумме закупок.

 

Позитивные моменты централизации закупок по 44-ФЗ

 

Несмотря на наличие негативных факторов централизации государственных закупок по 44-ФЗ, законодатель развивает и поддерживает этот институт, поскольку он несет в себе и некоторые позитивные моменты. Так несомненным плюсом является существенная экономия бюджетных средств за счет закупки крупной партии товаров, что позволяет поставщикам работать крупным оптом. И хотя официально уполномоченные органы в сфере закупок не занимаются планированием закупок, в целях координации действий заказчиков они вынуждены это делать, что в целом значительно повышает общий уровень планирования и управления такими закупками. Немаловажным фактором является так же профессионализм сотрудников уполномоченного органа, поскольку значительный объем закупок не позволяет проявлять некомпетентность в данной сфере. 

 

Отдельно стоит отметить возможность более детального государственного и общественного контроля при проведении централизации государственных закупок, поскольку крупные закупки всегда привлекают большее внимание общественности, их проще контролировать соответствующим органам. Отдельно отмечено, что к деятельности уполномоченных органов на общих началах применяется, мониторинг и аудит в сфере закупок. 

 

Именно это и позволяет сводить к минимуму все обозначенные в данной статьей негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ.

 

 

Поделитесь информацией по госзакупкам с Вашими коллегами и друзьями в любимой соцсети! Нажмите на соответствующую кнопку ниже.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 5552 просмотра
Комментарии (0)

 

Остались вопросы? Спросите на форуме!

  • 23 ноября 2017
    ocegow начинает тему «Speedy Methods For car Described» на форуме «Беседка»
    Questi avvisi vi permettono di seguire gli aggiornamenti in tempo reale che corrispondono al vostro piano di viaggio. os, o que gera a necessidade de investir bastante na divulga. I first tested...
  • 9 ноября 2017
    Ольга Чен: Простите, но я не поняла, какую систему имеете в виду? Я говорю о программе Управление тендерным отделом. Достаточно наличие одной учетной записи, а количество пользователей на...
  • 9 ноября 2017
    enter-it.ru отвечает в теме «KPI для специалиста по тендерам» на форуме «Общий форум»
    Ольга: Господа! Помогите пожалуйста советом. Нужно разработать KPI для специалистов по тендерам. Всю голову сломала. Оклад есть, нужно разработать систему бонусов. Я так понимаю это может...

 

Быстрый старт в тендерах


 

*Нажимая на кнопку «Получить бесплатно», я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Пособия

Популярные статьи

  • +3 Участие в тендерах. С чего начать?
    29 января 2013 (Андрей Плешков)
    Участие в тендерах. С чего начать?

    Коллеги мы открываем этой статьей новую рубрику, которая будет называться практика торгов. В этом разделе мы постараемся подробно показать и раскрыть все моменты, которые могут возникнуть при участии в тендерах. Эта статья будет интересна прежде всего тем, кто только начинает задумываться об участие в тендерах. Мы попробуем вместе разобраться какие шаги нужно предпринять в самом начале. И стоит ли вообще пытаться участвовать в тендерах?

  • +3 Как снять защиту с pdf файла?
    20 марта 2013 (Андрей Плешков)
    Как снять защиту с pdf файла?

    Если Вы поставщик и участвуете в тендерах, то у Вас рано или поздно у Вас возникает необходимость снять защиту с pdfфайла. В этой статье мы с Вами разберем причины, которые заставляют заказчиков ставить защиту и соответственно способы, как снять защиту с pdfфайла для экономии Вашего времени и ускорения процесса подготовки предложения.  

  • +1 Основные электронные торговые площадки (ЭТП).
    13 февраля 2013 (Андрей Плешков)
    Основные электронные торговые площадки (ЭТП).

    После того, как Вы приняли решение о том, что Вашей компании необходимо принимать участие в тендерах необходимо выбрать площадки на которых планируется участие в торгах.  Виды электронных площадок. Условно ЭТП можно подразделить на...

  • +1 Участие в конкурсах: Заявка на конкурс, документы на...
    2 ноября 2015 (Андрей Плешков)
    Участие в конкурсах:  Заявка на конкурс, документы на конкурс + типовая опись

    Приветствую Вас, Уважаемые читатели.

    Продолжаем серию практических статей в рубрике «Тендероведение». И сегодня мы с Вами будем разбираться в конкурсной кухне, постараемся узнать все про участие в конкурсах. Рассмотрим, что из себя представляет заявка на конкурс, подробно разберем какие именно документы на конкурс необходимо прикладывать, кроме того  я поделюсь с Вами своими наработками и опытом по подготовке заявки.
  • +1 Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в...
    11 января 2017 (Андрей Плешков)
    Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, на участие в аукционе, единственной заявки + размещение и образец

    Протокол рассмотрения заявок — это исчерпывающий документ, позволяющий поставщику узнать каким образом производилась оценка заявки участника. Рассмотрим основные моменты и особенности, а также различия между такими документами, как протокол рассмотрения заявок на участи в конкурсе, в запросе котировок, в аукционе. В статье мы с Вами также подробно рассмотрим случаи в которых оформляется протокол рассмотрения единственной заявки, а также рассмотрим пример образца протокола.

  • +1 Российский аукционный дом: шестая площадка для...
    13 января 2017 (Андрей Плешков)
    Российский аукционный дом: шестая площадка для электронных торгов

    В дополнение к пяти федеральным площадкам добавилась еще одна электронная площадка «Российский аукционный дом», на котором заказчики имеют теперь возможность размещать электронные аукционы. В статье Вы сможете узнать подробнее про данную электронную площадку.

  • 0 Тендеры. Бесплатное и платное участие
    15 августа 2013 (tendermedia.ru)
    Тендеры. Бесплатное и платное участие
    Итак, вы решили стать участником коммерческих тендеров или государственных закупок. Что для этого надо?
    Рассмотрим два варианта. Первый вариант это участие в закупках без предварительных денежных вложений, или другими словами бесплатно. Второй вариант предполагает некоторые денежные затраты.
  • 0 Как оформить декларацию соответствия участника...
    25 сентября 2015 (Андрей Плешков)
    Как оформить декларацию соответствия участника требованиям по 44-ФЗ + образец

    Здравствуйте, Коллеги. На связи Андрей Плешков основатель проекта Тендеровики.ру и сегодня с помощью этой статьи мы разберемся в особенностях оформления декларации соответствия при подготовки заявки на тендер. Для начала давайте разберемся, что подразумевается под декларацией соответствия. Декларация это подтверждение, заявление о соответствие определенным требованиям. То есть Вы оформляете документ, в котором пишите о том, что соответствуете требованиям и перечисляете их. В документации заказчик может установить форму такой декларации необходимо заполнить и проложить в составе заявке на участие в тендере.

  • 0 Специалист по тендерам (менеджер по тендерам):...
    15 ноября 2015 (Андрей Плешков)
    Специалист по тендерам (менеджер по тендерам): требования, должностные обязанности, обзор зарплат, обучение

    Здравствуйте, Уважаемые читатели. Тема сегодняшней статьи связана с такой специальностью, как специалист по тендерам. Существуют различные вариации названий такой должности, например менеджер по тендерам, тендер-менеджер, менеджер по аукционам, менеджер по конкурсам, но суть остается неизменной. Основная деятельность это подготовка заявок на различные тендерные процедуры со стороны поставщика. Популярна и востребована данная специальность стала относительно недавно, после вступления в силу в 2005 году 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Этот закон создал определенные условия, при которых тендеры стали применяться повсеместно при закупках для государственных нужд. В 2013 году спустя 8 лет на смену 94-ФЗ был принят 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • 0 Специалист по закупкам: обязанности, требования,...
    4 декабря 2015 (Андрей Плешков)
    Специалист по закупкам: обязанности, требования, обучение, профессиональный стандарт специалист в сфере закупок

    Здравствуйте, уважаемые читатели. В предыдущей статье мы с Вами подробно рассмотрели специальность «специалист по тендерам». В данной статье мы с Вами рассмотрим такую специальность, как «специалист по закупкам». Несмотря на схожесть названий специальностей «менеджер по тендерам» и «менеджер по закупкам» это другая сторона медали данной деятельности, а именно деятельность по закупке товаров, работ, услуг через тендеры, но уже со стороны заказчика.

Поставщику