Закупки в бюджетных учреждениях по 223 Закону: особенности, положение о закупках, план закупок

29 марта 2017 - Андрей Плешков

Что требуется бюджетному учреждению для организации закупок по 223-ФЗ, а также в каких случаях и какие закупки может осуществлять бюджетное учреждение рассмотрим в данной статье. 

 

закупки бюджетных учреждений

 

Содержание статьи:

 

Общепринято, что государственные закупки бюджетных учреждений осуществляются в соответствии с требованиями 44-ФЗ. Но непосредственно в данном нормативно-правовом акте установлены некоторые особенности при осуществлении закупки в бюджетных учреждениях. В частности определены случаи и условия, когда государственные закупки бюджетных учреждений могут осуществлять по более простому 223 Закону, который устанавливает правила закупок для некоторых видов юридических лиц. Несомненно, это условие значительно упрощает возможности осуществления закупок, но одновременно вводит некоторые правила и ограничения, неизвестные иным видам заказчиков.
 

1. Нормы Закона 223-ФЗ для закупки в бюджетных учреждениях 

 
Части 2 и 3 статьи 15 Закона о контрактной системе непосредственно предусматривают право  бюджетных учреждений реализовывать закупки в соответствии с Законом 223-ФЗ. Выделенные условия определены источником финансирования таких закупок и распространяются только на некоторые государственные закупки бюджетных учреждениях. 
Например, не в соответствии с Законом о контрактной системе бюджетные учреждения могут осуществлять закупки, которые финансируются за счет грантов или за счет денежных средств, полученных от иной деятельности (кроме средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС). 
 
В случае, если само бюджетное учреждение является исполнителем по госконтракту, и для реализации обязанностей по такому контракту необходимо привлечь иную компанию, то государственные закупки в бюджетных учреждениях в таком случае так же можно осуществлять в соответствии с 223-ФЗ. 
 
Но отдельно стоит отметить, что если денежные средства получены из бюджета, то в таком случае закупки придется проводить в соответствии с контрактным законом. Так же если закупки осуществляются по 223 Закону бюджетное учреждение план закупок может не публиковать. Но бюджетному учреждению план закупок потребуется обязательно если оно будет осуществлять закупки в контрактной системе. Стоит отметить, что выше обозначенное не является единственным необходимым условием для осуществления таких закупок по 223-ФЗ. Ниже пойдет речь о таком обязательном условии, установленном в обоих законах о закупках.
 

2. Положение о закупках бюджетных учреждений 

 
Происхождение денежных средств закупки в бюджетных учреждениях является важным, но не единственным условием, для закупок в бюджетных учреждениях в соответствии с Законом 223. Другим таким условием является, что бюджетное учреждение должна принять и опубликовать положение о закупках бюджетных учреждений в соответствии с частью 3 статьи Закона №223-ФЗ. Этим документом определяются особенности закупок бюджетными учреждениями. Не выполнение данного условия повлечет обязанность осуществлять государственные закупки бюджетных учреждений в соответствии с Законом о контрактной системе. Согласно пункта 6 части 3 статьи 2 Закона о закупках отдельных юрлиц положение о закупках бюджетных учреждений утверждается учредителем такого бюджетного учреждения. 
 
Требования, который должно содержать положение о закупках бюджетных учреждений установлены 223 Законом. Так, положение о закупках бюджетных учреждений должно устанавливать способы закупок, процедуры закупок, особенности закупок бюджетными учреждениями, порядок заключения и исполнения договора, заключаемого в результате таких закупок. 
 
Но также положение может содержать и иные требования, например, может быть установлен бюджетному учреждению план закупок.  Как очевидно из сравнения двух законов, 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ определяет лишь основные, ключевые моменты закупок, позволяя Заказчикам самим определять значительный блок регламентации закупки. Именно для этих целей положение о закупках бюджетных учреждений и должно быть обязательно. Но только этим не ограничиваются различия правового регламентирования данных законов. 
 

3. Различия 44-ФЗ и 223-ФЗ 

 
Поскольку настоящая статья говорит об исключениях, сделанных в отношении закупки бюджетных учреждениях в рамках Закона о контрактной системе, справедливо будет отметить и отличия рассматриваемых нормативно-правовых актов, чтобы понять, для чего, зачем Законодатель сделал данный шаг, какую цель преследовал. 
 
Многие заказчики, имеющие опыт работы с обоими законами, могут отметить, что 223 Закона менее бюрократизирован, нежели Закона о контрактной системе. Однако такое положение дел, не говорит о полном отсутствии различного рода проблем в его правоприменении. Подход, избранный законодателем в 223 Законе, позволил им установить только основные принципы таких закупок. В государственных закупках такое не видится возможным, поскольку в такого рода закупках существует ответственность государства за расходование бюджетных средств. 
 
Задача же 223 Закона состоит в том, чтобы стимулировать экономику, за счет развития конкуренции между участниками рынка. Поэтому так глобальны различия между данными законами при осуществлении закупки в бюджетных учреждениях. И не стоит цели в настоящей статьей осветить абсолютно все такие различия, поэтому приведём только некоторые примеры. Можно выделить площадки на которых осуществляются закупки. В 2017 году государственные закупки можно осуществлять только у шести электронных операторов закупок. Закупки по 223 Закону практически не поддаются счету, поскольку это высоко конкурентный рынок, на котором операторы постоянно конкурируют между собой за право проводить закупки тех или иных заказчиков. Но стоит отметить, что есть и бесплатные площадки. Другим примером может служить процедура подачи заявок при осуществлении закупки в бюджетных учреждениях, и если контрактный закон самостоятельно и максимально тщательно устанавливает все правила такой процедуры для всех участников и заказчиков в равной степени, то 223 Закон позволяет заказчикам самим полностью решать этот вопрос, главное, чтобы такая процедура соответствовала принципам закона, в частности не ограничивала конкуренцию. 
 
Таким образом, особенности закупок бюджетными учреждениями имеют двойственную регламентацию, что требует от контрактного управляющего высокий уровень профессиональной компетенции.
 
Поделитесь информацией по госзакупкам с Вашими коллегами и друзьями в любимой соцсети! Нажмите на соответствующую кнопку ниже.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 504 просмотра
Комментарии (0)

 

Эконом-эксперт (гиф) 

Поставщику

 Электронная подпись