Совместные торги: особенности проведения по 44-ФЗ и 223-ФЗ, плюсы и минусы

7 июля 2017 - Андрей Плешков

Совместные торги это процедура приобретения товаров, работ и услуг для нескольких организаций, которая осуществляется организатором закупки на основании заключенного между такими организациями соглашения

Несмотря на разнообразие приобретаемых товаров, работ и услуг, как в сфере государственного заказа, так и корпоративных закупок, основную массу составляют достаточно типовые товары, работы и услуги, которые требуются практически каждому заказчику. Учитывая этот момент и руководствуясь принципом эффективности, законодатель предусмотрел и установил такой инструмент как совместные торги, который позволяет заказчиком минимизировать свои временные и финансовые затраты на осуществление одинаковых закупок. Организация совместных торгов позволяет значительно сократить издержки связанные с необходимостью проведения конкурентных процедур. Поэтому подробно рассмотрим процедуру проведения совместных тендеров, а также отметим ключевые положительные и отрицательные стороны данного института.

 

совместные торги

 

Содержание статьи:

 

Процедура совместных торгов

 

Первоначально мы осветим вопрос проведения совместных тендеров по 44 ФЗ. Статья 25 Закона о контрактной системе устанавливает общие положения проведения совместных торгов. В частности закреплено, что формой определения победителя могут быть только конкурсы или аукционы. Иные способы для совместных тендеров Законом о контрактной системе не предусмотрены.

 

Поскольку взаимодействие заказчиков осуществляется только в части процедурных моментов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), то после их проведения, дальнейшие действия заказчиков уже не подлежат координации и в частности контракт с победителем заключает каждый заказчик самостоятельно. Так же, норма закона определяет, что основным документом, определяющим права, обязанности и ответственность организатора и участников обоюдных тендеров является соглашение, которое должно быть заключено в соответствии с гражданским законодательством, с учетом Закона о контрактной системе. Дополнительно установлено, что выступать в роли организаторов обоюдных торгов может либо один заказчиков, либо уполномоченный орган или учреждение из сферы централизованных торгов. Кто в конкретных тендерах должен быть организатором, определяется в соглашение между участниками.


Несмотря на иное нормативно-правовое регулирование для юридических лиц работающих в соответствии с Законом 223-ФЗ, институт совместных торгов практически полностью соответствует сфере государственных и муниципальных закупок, с небольшими отличиями, о которых будет уточнено дополнительно при их наличии.

 

Соглашение о проведении совместных торгов

 

Для проведения общих торгов в соответствии с Законом о контрактной системе потребуется заключить соглашение с другими заказчиками. В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о контрактной системе такое соглашение должно содержать некоторые обязательные сведения, в частности: ИКЗ (код закупки), существенные условия, НМЦК в отношении каждого заказчика, сведения об организаторе, порядок разделения расходов, срок соглашения, а так же иные сведения. Форма соглашения обязательно должна быть письменная. При наличии технической возможности оно может быть заключено в форме электронного документа, при условии соблюдения требований Закона об электронной подписи.

 

Помимо соглашения, правила проведения процедуры установлены также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088. В частности в данных правилах определенны полномочия организатора, к которым отнесено, в том, числе создание и утверждение комиссии по осуществлению закупок, которая должна будет оценивать заявки участников торгов. В состав такой комиссии включаются члены каждого из участников-заказчиков относительно объему осуществляемых закупок в общем объеме. Так же организатор закупки осуществляет все процедурные действия для определения победителя, составляет документацию, протоколы, дает разъяснения, вносит изменения и другие действия, предусмотренные Законом о контрактной системе или Законом 223-ФЗ.

 

Предметом соглашения по Закону 223-ФЗ могут быть только товары, работы и услуги с одинаковыми кодами Общероссийских классификаторов. Потребности нескольких заказчиков суммируются и представляются в виде одного лота. По итогам совместных торгов договоры заключаются с победителем заказчиками индивидуально.

 

Положительные и отрицательные моменты совместных тендеров

 

К неоспоримым достоинствам таких тендеров естественно относится возможность участия в них крупных представителей бизнеса, которым тендеры заказчиков по отдельности не могли бы быть настолько интересны. Так же, значительно снижается возможность возникновения коррупциогенных факторов, поскольку организатор закупки проводит все необходимые действия для определения победителя, и интерес отдельного заказчика никоим образом не может повлиять на конечный итог процедуры. Эффективность закупок конечно также очень сильно повышается, поскольку заказчики в таком случае значительно освобождаются от многих требований Закона о контрактной системе, что позволяет им сконцентрироваться на своей основной деятельности.


Но, несмотря на указанные достоинства, такие торги имеют также ряд значительных недостатков. Например, в процессе подготовки документации неизбежно разные заказчики по-разному сформулируют описание объекта закупки, и подготовят обоснование цены. И организатор должен будет все эти данные привести к общей форме и типу, что может значительно усложнить процесс подготовки документации закупки. Так же, такие тендеры практически закрывают участие в них для представителей малого бизнеса, что в конечном итоге негативно сказывается на экономических процессах.
 

Похожие статьи:

Поделитесь информацией по госзакупкам с Вашими коллегами и друзьями в любимой соцсети! Нажмите на соответствующую кнопку ниже.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 505 просмотров
Комментарии (0)