Малые закупки: ограничения, экспертиза, штрафы

27 марта 2017 - Андрей Плешков

Какова процедура проведения закупки малого объема и какие существуют ограничения? Требуется ли обоснование и отчет па малым закупкам? Требуется ли экспертиза? Какие существуют основания для привлечения к ответственности за нарушения при малых закупках? На все эти вопросы Вы найдете ответы в данной статье.

 

малые закупки

 

Содержание статьи:

 

1. Статья 93 ФЗ № 44-ФЗ как источник оснований закупок у единственного поставщика

 
Часть 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ содержит перечень оснований по которым заказчик вправе осуществить закупки у ед.поставщика. Используемые определения «закупки малого объема» или «малые закупки» не являются официальными терминами 44-ФЗ и принимаются заказчиками для упрощения терминологии, поскольку официально их стоит называть как закупки согласно п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44-ФЗ. Эти нормы содержат основные ограничения, которые заказчику следует учитывать при осуществлении таких закупок. Так закупки по пункту 5 могут осуществлять не все заказчики, а только определенные этим пунктом. Так же при осуществлении закупки малого объема используется термин «совокупный годовой объём закупок» (СГОЗ), определение которого содержится в статье 3 ФЗ № 44-ФЗ. Государственному или муниципальному заказчику, который осуществляет малые закупки стоит очень внимательно ознакомиться с этими существующими ограничениями. 
 

2. Закупки до 100 000 рублей 

 
Итак, согласно п. 4 части 1 ст. 93 № 44-ФЗ, заказчик может осуществлять абсолютно любые закупки у ЕП в независимости от цели таких закупок. Но стоит помнить, что сумма одной закупки не должна быть больше 100 000 рублей. При этом в соответствии с частью 3 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ заказчику не требуется подготавливать обоснование такой закупки, а также отчет о невозможности закупки иным способом. Это существенно упрощает процедуру такой закупки. Но помимо ограничения суммы одной закупки, существуют также следующие нюансы малой закупки: 
В течение года общая сумма малых закупок товаров, работ и услуг до 100 000 рублей не должна превышать 2 000 000 рублей, или сумма закупок малого объема не должна превышать 5% от СГОЗ, но не более 50 000 000 рублей. При этом данные ограничения могут не соблюдать заказчиками при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений; 
Ограничение по сумме одной закупки малого объема заказчиками, которые закупают за территорией Российской Федерации, может не соблюдаться; 
Если малые закупки осуществляются заказчиками федерального уровня и госорганами для обеспечения деятельности РФ, Правительства РФ, то расчет ограничений годового объема закупок производится раздельно для каждого такого органа. 
 
Когда заказчиком осуществляются малые закупки, то в соответствии со статьей 34 № 44-ФЗ может заключаться любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок, что означает, что заказчик вправе использовать, например, устную форму контракта, а не только письменную или осуществлять закупки на основании платежных документов, поскольку к таким контрактам не применяются обязательные требования Закона 44-ФЗ об ответственности сторон и об обязательном включении в проект контракта порядка и срока оплаты ТРУ, приемки поставленных ТРУ, а также порядка и срока оформления приемки. Согласно ч. 1 ст. 103 № 44-ФЗ в реестр контрактов не должна включатся информация о контрактах, заключаемых как малые закупки. Но при этом информация о малых закупках включается и указывается в плане закупок и плане-графики, правда не конкретно по каждой малой закупке, а отдельной строкой с указанием просто годовой суммы закупок малого объема. 
 

3. Закупки до 400 000 рублей 

 
Для некоторых категорий заказчиков ограничение по сумме закупки увеличено. Перечень таких заказчиков установлен пятым пунктом части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Но, так же как и для малых закупок до 100 000 рублей, при осуществлении этих закупок существуют следующие ограничения: Общая сумма данных закупок не может быть больше 20 000 000 рублей в год; Общая сумма данных закупок не может быть больше 50 % от СГОЗ Заказчика. Стоит отдельно отметить, что основания у малых закупок до 100 000 рублей и 400 000 рублей разные, не стоит их путать. Но при этом малые закупки в независимости от основания не требуют ни извещения, ни обоснования. 
 

4. Экспертиза закупок малого объема 

 
В части экспертизы по малым закупкам, законодательно не сделано никаких исключений. Так же, как и в остальных случаях закупок, в малых закупках экспертиза может быть осуществлена с привлечением внешних экспертов, или проведена заказчиком своими силами. Учитывая небольшой объем малых закупок, второй вариант выглядит более целесообразным. 
 

5. Штрафы при малых закупках 

 
При нарушении условий процедуры малых закупок, установленных п. 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, работник заказчик может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа в соответствии со статьей 7.29 КоАП РФ в размере 30 000 руб. Также существует риск привлечения к ответственности за так называемое «дробление» закупок, когда по сути одна закупка разбивается на несколько, с целью привести их в соответствие с требованиями закона. Но здесь стоит отметить, что Минэкономразвития РФ смотрит на эту ситуацию более благосклонно нежели, чем ФАС РФ, и допускает такую возможность, о чем неоднократно оно сообщало в своих письмах.
 
Поделитесь информацией по госзакупкам с Вашими коллегами и друзьями в любимой соцсети! Нажмите на соответствующую кнопку ниже.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 566 просмотров
Комментарии (0)

 

Эконом-эксперт (гиф) 

Поставщику

 Электронная подпись