Эффективность государственных закупок: оценка и показатели

10 июля 2017 - Андрей Плешков

Эффективность закупок это оценка результативности закупочного процесса, достигнутых результатов, которая позволяет выявить проблемы, найти пути их решения и внести соответствующие изменения в свою деятельность. В настоящей статье будут рассмотрены основные оценки и показатели, которые играют важную роль для понимая того, какой результат на самом деле приносит осуществляемая закупочная деятельность, а также укажем на некоторые случаи, которые относятся к нежелательному и нецелевому расходованию бюджетных средств.

 

Содержание статьи:

 

Содержание принципа эффективности закупок

 

Система законодательных актов, а также подзаконных нормативно-правовых актов в сфере закупок ставит перед собой несколько задач. Для решения этих задач важную роль играют принципы, на которых и построена система закупок. Основные принципы перечислены в Законе о контрактной системе, где помимо их перечисления раскрыто также их содержание. Поэтому отдельное внимание стоит обратить на статьи с 6 по 12 Закона о контрактной системе.

 

Среди прочего отдельно выделяется принцип эффективности закупок, который соседствует в одной статье с принципом ответственности за результат закупок. Это не является ошибкой или недоразумением законодателя, далее мы разберем почему. Так же обращает на себя внимание формулировка, которая раскрывает содержание принципа эффективности государственных и муниципальных закупок. Указывается, что заказчики при планировании и осуществлении закупок исходят из необходимости достижения заданных результатов.

 

Данная формулировка интересна следующим. Во первых Закон о контрактной системе определяя сферу своего правового регулирования говорит о семи этапах контрактной системы. А при определении принципа эффективности говорится только двух из них – планирование и осуществление. Таким образом, законодатель по каким то причинам распространил принцип эффективности закупок только на часть закупочного процесса, исключив из-под прямого правового действия не менее важные стадии, такие как контроль, аудит, исполнение контрактов.

 

Во вторых, определение принципа эффективности закупок содержит упоминание про «заданные результаты». Сразу возникает вопрос, что это за результаты и кто их задает? Ответ на данный вопрос строго индивидуален для разных типов заказчиков, но общее у них это то, что эти результаты должны соответствовать остальным принципам – открытости, обеспечения конкуренции, единства и так далее. Можно сказать, что сам Закон о контрактной системе, история его появления преследует достижения только одной цели – эффективности закупок. Но при определении содержания эффективности закупок и попытке измерить и оценить его, текст закона не дает внятных ответов. Возможно поэтому, несмотря на введение новых процедур, информационных систем, изменения нормативно-правового регулирования, эффективность закупок еще далека от лучших зарубежных практик. И неизменным соседом эффективности закупок является целевое и нецелевое расходование бюджетных средств. И именно в бюджетном законодательстве дается более полное понимание эффективности закупок.

 

Статья 34 Бюджетного кодекса определяет, что заказчик должен полностью достигнуть предусмотренных задач при максимально возможно низких затратах. Из данного определения уже можно выделить основные показатели и оценки эффективности закупок. Предположим, что денежные средства были потрачены полностью, но запланированный итог этих затрат не состоялся. Такая ситуация однозначно говорит о неэффективности таких закупок. Или другие аналогичные примеры. Задача выполнена полностью, но потребовалось дополнительное финансирование. Или и хороший итог есть, и средства потрачены полностью, без превышения лимита, но заказчик необоснованно в ходе проведения торгов отклонил заявки участников, которые соответствовали его требованиям.

 

Все эти случаи, и не только, являются яркими образцами не соблюдения принципа эффективности и результативности закупок. И законодательством предусмотрены различные санкции административного и уголовного характера за подобные нарушения. Выявление таких случаев возложено на органы контроля, мониторинга и аудита. Основными органами, ответственными за контролем эффективности закупок является Счетная палата РФ, а также контрольно-счетные органы регионов и муниципалитетов. Помимо государственного надзора за эффективностью осуществляемых бюджетных трат, законодательством предусмотрен также институт общественного контроля, который позволяет налогоплательщикам и их объединениям следить за обоснованностью и эффективностью государственных и муниципальных закупок. При проведении такого контроля и аудита необходимо четко определять те показатели и оценки, благодаря которым можно установить соответствует та или иная закупка требованиям эффективности.

 

Показатели и оценки эффективности закупок

 

Но перед тем как приступить к рассмотрению таких показателей и оценок, стоит напомнить, что деятельность любого заказчика не сосредотачивается исключительно на соблюдении требований Закона о контрактной системе, а имеет более широкий характер. Поэтому стоит подходить к рассмотрению показателей и оценок через призму всей деятельности заказчика, разделяя ее на отдельные этапы.

К таковым мы отнесем следующее:
1) Исполнение требований законодательства;
2) Планирование;
3) Обеспечение конкуренции;
4) Экономия;
5) Документооборот.

 

Каждую данную сферу можно оценить по следующим показателям:

 

Эффективность планирования:

 1) Самым важным критерием здесь будет являться количество вносимых изменений в документы по планированию в течение года. Законодательно количество вносимых изменений не ограничено, чем многие заказчики могут злоупотреблять. Но большое количество вносимых изменений свидетельствует о низком качестве планирования, а соответственно и об эффективности таких закупок. Так же это может свидетельствовать о плохом качестве менеджмента в организации, что может повлечь негативные последствия для руководства. Практика закупок показывает, что максимально допустимое количество вносимых изменений не должно превышать одного раза в месяц. Необходимо прикладывать максимальные усилия для соблюдения данного правила;
2) Большое количество закупок в конце года также свидетельствует о низком качестве планирования, поскольку срок выполнения обязательств по контрактам, заключенным по итогам таких процедур сильно зависит от бюджетного финансирования, и порой не позволяет выполнить их максимально качественно.

 

Обеспечение конкуренции оценивается по:
1) Соотношению торгов в общей массе закупок. Нередки случаи, когда заказчики пользуются предоставленными законодательными возможностями, чтобы все свои закупки проводить исключительно в форме закупки у единственного поставщика. Такая ситуация может свидетельствовать о неэффективности таких закупок, поскольку отбор исполнителей и определение существенных условий контракта осуществляется исключительно на усмотрение заказчика. Данный критерий конечно же стоит рассматривать как по количеству торгов, так и по финансовому обеспечению.
2) Соотношение несостоявшихся торгов в общем объеме закупок. Данный критерий может засвидетельствовать, что заказчик устанавливает такие требования, так формирует лоты закупки, что участникам такие закупки становятся неинтересными. Это приводит к излишним тратам временных ресурсов заказчика, а также иным рискам.
3) Количество поданных заявок. Чем больше данный критерий, тем выше конкуренция, а значит выше эффективность осуществляемых закупок. Но оценивать его необходимо исходя из экономической ситуации на конкретном рынке, поскольку конкуренция по разным причинам везде неоднородна и соответственно данный критерий может быть низким независимо от усилий заказчика.

 

Экономия это тот результат к которому должно приводить проведение конкурентных закупок. И конечно же чем выше конкуренция, тем больше будет экономия. Здесь необходимо обращать внимание на разницу между начальной и итоговой ценой. Как правило, чем она больше, тем лучше для бюджета. Но это не всегда так, поскольку большая экономия свидетельствует о неверном первоначальном обосновании цены со стороны заказчика, что является неэффективным распределением бюджета. Так же большая экономия может являться следствием демпинга, который также несет в себе больше вреда, чем пользы для государственных и муниципальных нужд.

Исполнение требований законодательства должно оцениваться по количеству обоснованных жалоб со стороны участников закупки и общественных объединений, по результатам плановых и внеплановых проверок, а так же судебных решений.

 

Эффективность документооборота зависит от сроков подготовки документов закупки, оценки заявок и заключения контрактов.

 

Поделитесь информацией по госзакупкам с Вашими коллегами и друзьями в любимой соцсети! Нажмите на соответствующую кнопку ниже.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 151 просмотр
Комментарии (0)