Закон о контрактной системе забыл о современных закупочных инструментах?

1 октября 2013 - Kristina

Вот и состоялся ребрендинг закона о госзакупках №94-ФЗ. В новом году в силу вступит закон о контрактной системе №44-ФЗ. Поможет ли Федеральная контрактная система
повышению эффективности стратегических закупок? Своим мнением с «Аукционным Вестником» поделился эксперт компании «ФогCофт», правообладателя платформы для электронных торговых площадок iTender Сергей Юров.

«Value» в мировом тренде стратегических госзакупок

Согласно мировому тренду, государственные закупки товаров, работ и услуг в той форме, которой они проводятся в России сейчас, завершили своё
существование уже более десяти лет назад. Сегодня в стратегических закупках многих государств ключевую роль играет не наилучшее ценовое предложение, а «value» (от англ. – ценность, важность), которую закупки приносят.  

 Действительно, можно накупить дешёвых низкокачественных комплектующих и не суметь впоследствии ими воспользоваться, а можно приобрести
 необходимые материалы несколько дороже, но успешно их эксплуатировать долгие годы. В общем-то, поэтому для организации стратегических торгов наиболее популярными стали способы закупки, где помимо цены могут быть сформулированы и другие критерии отбора. 

Что раздражало в 94-ФЗ?

Напомню, сегодня в стране государственные закупки регулируются Федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Согласно данному закону большая часть закупок проходит в форме электронного аукциона, где основным критерием отбора поставщиков де-факто становится только цена. Это справедливо раздражало аудиторию 94-ФЗ, так как госзаказчики закупали не то, что им действительно было нужно, а то, что получится. 

Да, проводя закупки по 94-ФЗ, можно уделить особое внимание написанию конкурсной документации, которая бы отсеяла лишних поставщиков. Но на
 практике это возможно далеко не всегда, а за чрезмерную усердность в уточнении деталей поставки могут, например, и в нарушении закона о конкуренции обвинить.

Закон о контрактной системе в помощь?

 Новый Закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» лишь отчасти учёл успешный мировой опыт осуществления государственных закупок, а также многочисленную критику своего почти «брата-близнеца» 94-ФЗ.  

 С начала 2014 года (момента вступления в силу 44-ФЗ) торги по закупкам за бюджетные средства могут быть проведены с помощью 11 закупочных
 процедур. Среди них: электронный аукцион, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс
 с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика. 

 Впрочем, увеличение (по сравнению с 94-ФЗ) числа процедур – формальность. Процедуры просто переназвали, конкретизировав случаи (их
 немного!) применения. В итоге большую часть закупок мы всё равно будем проводить в виде электронного аукциона. А раз так, то закупаться эффективно мы
сможем лишь в порядке исключения.

 К слову, запрос предложений и запрос котировок закон о контрактной системе называет конкурентными процедурами. Но по большому счёту
 запросы котировок и предложений вообще не являются торговыми процедурами: ты ведь просто запрашиваешь информацию. А в случае с запросом котировок (в трактовке данного закона) это не что иное, как обычный аукцион с закрытой формой подачи ценового предложения. В 44-ФЗ конкретно говорится, что победителем запроса котировок признаётся участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. Аналогично с запросом предложений в контексте данного закона. По факту речь идёт об обычном конкурсе.  

В принципе можно называть процедуры как заблагорассудится, но зачем путать общепринятую терминологию? Видимость либеральных мер?

Единая информационная система ждет!
 
В законе о контрактной системе немаловажная роль отведена единой информационной системе в сфере закупок. Данная система станет кладезем
информации о всех госзакупках страны. В частности, она будет содержать: планы закупок, планы-графики, а также информацию о реализации этих планов, отчёты заказчиков, предусмотренные 44-ФЗ. Кроме того, публикации в единой информационной системе подлежат и иные информация и документы (около дюжины пунктов), размещение которых предусмотрено Федеральным законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и многое другое.

Это я к тому, что в сегодняшнем варианте закона о контрактной системе госзаказчикам придется ой, как нелегко. Представьте, сколько ресурсов потребуется только на «заколачивание» этих бесконечных (их и правда очень много!) данных в единую информационную систему.

Как оптимизировать закупки в соответствии с ФКС

 Здесь всё просто – в организации, осуществляющей закупки в соответствии с 44-ФЗ, создается система управления закупочной деятельностью, проинтегрированная с единой информационной системой. Что она умеет делать, чтобы жить в соответствии с ФКС госзаказчикам стало легче, а закупаться –
эффективнее?

 Во-первых, подобное решение частично или полностью автоматизирует процесс планирования закупок (сбор заявок, консолидация заказа, если это однотипные позиции, выстраивание план-графиков и т. д.).  

 Во-вторых, данные из корпоративной системы буквально одним нажатием кнопки можно переносить в единую информационную систему. 

 В-третьих, согласно план-графику, могут осуществляться закупочные процедуры, опять же автоматически выгружая в реестр контрактов
 единой системы, например, данные о состоявшихся торгах. То есть это будет собственная система управления закупками, способная собирать и обрабатывать заявки, направлять извещения, объявлять и проводить закупочные процедуры, принимать обеспечения, публиковать результаты и прочее.

И, наконец, корпоративная система управления закупками имеет все шансы стать незаменимым помощником в контроле исполнения договоров. И это
 не менее важно, поскольку всё должно быть обеспечено качественно и в срок. Например, система уведомит, что через 10 дней вы должны получить товар или сообщить о произведении поставки, или о том, что необходимо подтвердить получение. Но, а если получение ещё не подтверждено, то система предупредит о преждевременности оплаты. 

Палки в колеса оптимизации закупок от ФКС

Сделать закупочную деятельность эффективной можно и госзаказчикам, но закон о контрактной системе подкладывает здесь небольшие
грабельки.

 Во всех случаях, кроме электронного аукциона, ФКС позволяет участникам подавать заявки, как в электронной, так и бумажной форме. Таким
 образом, если процесс планирования и передачи необходимой в части планирования информации в единую информационную систему может быть реализован в полной мере, то с частью организации и проведения закупочных процедур сегодня всё не так безоблачно. 

Представьте, у вас есть корпоративная закупочная система, которая позволяет проводить закупочные процедуры. Половина заявок к вам придёт через Интернет, а вторая половина – по почте. Эту вторую половину придется вручную вносить в систему, потратив дополнительные силы/нервы, время.
 Почему-то, согласно закону, поставщики товаров, работ и услуг, желающие принять участие в электронном аукционе не присылают свои заявки заказным письмом. А почему бы организаторам других закупочных процедур, не определять способ получения документации от своих потенциальных поставщиков самостоятельно? 

Или другой вариант – документацию по всем разрешённым в 44-ФЗ процедурам проводить, например, через некую общероссийскую электронную
 торговую систему (ОТС). Тогда оптимизированный закупочный процесс организации, имеющей корпоративную систему управления закупками, будет выглядеть несколько иначе. У себя в системе вы закупки планируете – выгружаете в ОТС, где проводятся закупочные процедуры – переносите итоги торгов обратно в корпоративную систему – контролируете исполнение договоров. Ничего сложного!

И, наконец, третий вариант. Позволить электронным площадкам (на сегодня их 5), проводящим электронный аукцион проводить и остальные
закупочные процедуры.

2 + 2 – формула успешных госзакупок 

Хотелось бы верить, что недочёты федеральной контрактной системы – это лишь вопрос времени и что среди истинных задач данного закона
обязательно найдется место двум «М» (минимум коррупции, максимум конкуренции) и двум «Э» (экономия бюджета, эффективность закупок). Впрочем, это – вопрос философский, ибо «эффективные закупки», вполне себе самостоятельная цель, способная решить и эти, и другие важные задачи. 

 

Источник: http://auctionvestnik.ru/

 

Похожие статьи:

Поделитесь информацией по госзакупкам с Вашими коллегами и друзьями в любимой соцсети! Нажмите на соответствующую кнопку ниже.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 3430 просмотров
Комментарии (0)

 

 

Быстрый старт в тендерах


 

*Нажимая на кнопку «Получить бесплатно», я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Пособия