Особенности переходного периода контрактной системы закупок

27 февраля 2014 - Андрей Плешков

Два месяца работы нового закона и обновленного сайта госзакупок подходят к концу. Минэкономразвития рапортует о хорошем  старте. Заказчики продолжают выдерживать паузу, об удобстве сайта zakupki.gov.ru первыми публично отозвались активисты ОНФ.

 
Качество работы сайта госзаказа в последние месяцы настолько ухудшилось, что уже не только сторонники оппозиционера Алексея Навального жалуются на невозможность общественного контроля за тратами бюджетных средств, но и соратники Владимира Путина.
 
Активисты антикоррупционного проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» пожаловались Минэкономразвитию и Федеральному казначейству на плохую работу сайта государственных и муниципальных закупок. Действительно, после того, как в марте 2013 года Федеральное казначейство решило «предоставить единый гибкий механизм поиска закупок» и запустить новый сайт, следить за тем, как и на что тратятся бюджетные миллионы и миллиарды рублей стало практически невозможно.
 
В предыдущей, менее привлекательной с визуальной точки зрения, редакции ресурса государственные закупи (94-ФЗ) и закупки юрлиц (223-ФЗ) были разделены. Это конечно, создавало определенные проблемы в работе с информацией, однако критическими их назвать было нельзя. Более того ресурс был наделен крайне удобной функцией поиска заказов по регионам, что в значительной степени упрощало контроль не только за федеральным, но и за местным распределением бюджетных средств.
 
Новая же версия сайта zakupki.gov.ru конечно объединила закупки и по 94-ФЗ, и по 223-ФЗ, (а с января обзавелась еще и разделом для проведения конкурсов по новой федеральной контрактной системе по 44-ФЗ), однако лишилась как регионального, так и глобального поиска. Почти за год разработчики уже 50 раз «перепрошивали» сайт. И судя по нескончаемым объявлениям о новых регламентных работах, кажется, что совершенствоваться ресурс будет еще долго. Однако ключевые проблемы, мешающие не только общественности следить за прозрачностью торгов, но и компаниям участвовать в них, устранены не были.
 
«Серьезным ухудшением работы сайта явилась невозможность с января 2014 года поиска закупок по нескольким заданным словам в совокупности, — отмечают в ОНФ. — В частности, при наборе в строке поиска нескольких слов, неотъемлемо связанных с интересующими заказами в результате выводится множество заказов, содержащих данные слова, но по отдельности, а не в совокупности. То есть выдается огромный перечень закупок, среди которых большая часть содержит только одно искомое слово. Следовательно, поиск каких-либо закупок данным способом приводит к большому количеству лишних и ненужных закупок».
 
Однако иного способа контроля за распределением бюджетных средств на федеральном уровне нет. В регионах еще сохраняются свои сайты госзаказа, информация на которых идентична данным с всероссийского ресурса, но поиск ее гораздо проще. Как подчеркивают в Народном фронте, плохая работа сайта госзакупок создает неограниченные возможности для массовых злоупотреблений. А это, по сути, нивелирует одно из основных предназначений данного ресурса.
 
«Я считаю, что сайт госзакупок в значительной степени позволяет проводить некоторые общественные расследования, что является одним из хороших примеров открытости, который есть в нашей стране, — отмечает директор Фонда свободы информации Иван Павлов. — Однако те, кто занимается «полевыми» исследования сейчас сталкиваются с проблемой доступа к информации. Их требования и спрос на информацию гораздо выше, чем предложение, которое государство может обеспечить». Поэтому, как подчеркиваю в Фонде, существующие недостатки системы существенно снижают уровень доверия к ней.
 
Примечательно, что такая закрытость сайта госзакупок наблюдается на фоне изменения самой сути государственного и муниципального заказа. С начала 2014 года он должен проводиться не по 94-ФЗ, а по 44-ФЗ, который, как обещают чиновники, сделает систему распределения бюджетных средств на торгах еще более прозрачной, чем ранее. Так, например, закупки свыше 1 млрд рублей будут проводиться только после общественных обсуждений. А 15% годового объема всех товаров и услуг госпредприятия и госструктуры будут просто обязаны покупать у субъектов малого и среднего бизнеса, а также у социально ориентированных НКО.
 
Любопытно, но пока ни петербургские, ни федеральные чиновники не торопятся осваивать свои бюджеты по новому закону. В результате, несмотря на нескончаемую критику работы органов госвласти по освоению бюджета, в сравнении с прошлым годом количество опубликованных торгов сократилось в разы. Если в период с 1 января по 25 февраля 2013 года по 94-ФЗ в России было объявлено свыше 89,5 тысячи торгов, сейчас по 44-ФЗ — только 32,7 тысячи. В то же время в Петербурге годом ранее было объявлено 10,4 тысячи тендеров, а сейчас лишь 105.
 
«Надеемся, что Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральное казначейство, отвечающие за функционирование сайта zakupki.gov.ru, обратят внимание на существующие недоработки и внесут необходимые изменения в работу поисковой системы сайта, направленные на повышение прозрачности госзакупок» — отмечает куратор проекта «За честные закупки», сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.
 
 
Источник: baltinfo.ru

Похожие статьи:

Поделитесь информацией по госзакупкам с Вашими коллегами и друзьями в любимой соцсети! Нажмите на соответствующую кнопку ниже.
Комментарии (0)

 

 

Быстрый старт в тендерах


 

*Нажимая на кнопку «Получить бесплатно», я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Пособия