Как получить электронную подпись: пошаговое руководство + топ удостоверяющих центров!

20 марта 2017 - Андрей Плешков

В статье ответим на вопросы как получить электронную подпись, где получить электронную подпись оперативно и по доступной цене. Кроме того, рассмотрим виды электронной подписи, что такое удостоверяющий центр, а также топ удостоверяющих центров с федеральной структурой и доступными ценами.

 

Как получить электронную подпись

 

Содержание статьи:

 

1. Применение электронной подписи

 

Ранее электронная подпись использовалась в основном юридическими лицами и только для упрощения своих бизнес-процессов. В основном это было взаимодействие с налоговой инспекцией и другими контролирующими органами. Со временем электронная подпись стала применяться и в других сферах деятельности, оценив ее преимущество многие организации и физические лица стали задаваться вопросом как получить электронную подпись оперативно и при этом не переплачивая. Область применения ЭЦП значительно расширилась, особенно востребованным использование электронной подписи стало с появлением электронных торгов и госуслуг в электронной форме. Электронный документооборот стал популярным и доступным, получить электронную подпись могло любое физическое лицо. Разберем шаги, которые необходимо предпринять, чтобы получить электронную подпись.

 

2. Алгоритм действий для получения электронной подписи

 

во-первых, определиться с выбором вида электронной подписи;

во-вторых, после выбора ЭП необходимо выбрать удостоверяющий центр, аккредитованный в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, где вы будете получать электронную подпись. Хотя неквалифицированную электронную подпись для связи с налоговой инспекцией в форме электронного документооборота можно абсолютно бесплатно через «Личный кабинет» на сайте nalog.ru;

в-третьих, для оформления понадобиться заполнение заявления на получение ЭП;

в четвертых, получить и оплатить счет на данную услугу;

в-пятых, собрать и предоставить в удостоверяющий центр необходимые документы;

в-шестых, забрать ЭП.

 

как получить электронную подпись 

 

3. Как определиться с видом электронной подписи

 

Чтобы было понятно, как получить нужный вид электронной подписи, необходимо обратиться к федеральным законам, регулирующим и разделяющим виды электронной подписи.

Существует простая электронная подпись, в которой закодированы персональные данные о владельце подписи, так владелец ЭП идентифицирует подписанный электронный документ с собой и получатель получает взамен уверенность, что подписало его именно то лицо, что и отправляло этот документ. Но такая электронная подпись слабо защищена от подделки.

И существует усиленная электронная подпись, разделённая на подвиды:

 

 

 

4. Квалифицированная и неквалифицированная электронная цифровая подпись и их разновидности

 

  • Простая электронная цифровая подпись – принадлежит физическому лицу для подтверждения подписания документов. Но отсутствует возможность определения факта изменения самого электронного документа, т.е. его содержимого. Предназначена для электронного документооборота внутри компании. 
  • Усиленная электронная цифровая подпись – такая подпись после редакций в законе об электронной подписи стала иметь разновидности. 
  • Усиленная неквалифированная электронная цифровая подпись – функция данной усиленной неквалифицированной электронной цифровой подписи идентифицировать отправителя. Такую электронную подпись можно получить даже в неаккредитованных центрах. Документы, подписанные с использованием электронной подписи, приравниваются к документам в бумажной форме, подписанным собственноручно. 
  • Усиленная квалифицированная подпись – данная подпись применяет наивысшую степень защиты, так как формируется средствами криптозащиты, которые могут применять удостоверяющие центры с лицензией ФСБ либо само ФСБ.

 

Основные различия для наглядности сведены в таблицу:

 
параметры подписи
 
 
В последнее время все больше заказчики, перед тем как получить электронную подпись, хоть и имеют возможность выбора, но все чаще предпочитают усиленную квалифицированную подпись и это вполне объяснимо. Заказчики обеспокоены своей безопасностью и защищенностью своих данных. Существует предположение, что первые два вида электронной подписи, представленные в таблице, выйдут из обихода, так как они используются не во всех сферах. Но пока выбор существует, то рекомендуется ознакомиться с ним и проанализировать пункты по сфере использования, представленные в таблице ниже. 

 

сфера использования

 

Из таблицы можно сделать вывод о том, что если применение электронной подписи необходимо для отправки отчетности, то данная электронная подпись должна быть квалифицированной (приказ ФНС России от 08.04.2013 № ММВ-7-4/142@ «Об утверждении Порядка применения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи в информационных системах ФНС России»). Как получить такую электронную подпись будет описано ниже. Для использования электронной подписи во внутреннем документообороте компании достаточно иметь простую электронную подпись. Где можно получить такие электронные подписи и все ли удостоверяющие центры предоставляют услугу получения всех видов электронной подписи, также рассмотрим ниже.

 

5. Как выбрать Удостоверяющий центр ЭЦП и где получить электронную подпись?

 

Удостоверяющий центр – согласно законодательству Российской Федерации, это юридическое лицо, организация, которая предлагает услуги по изготовлению информационной системы открытых и закрытых ключей электронной подписи. Деятельность такой организации регламентирована Уставом.

Функции удостоверяющего центра ЭЦП:

  • удостоверяющий центр ЭЦП изготавливает и выдает электронные сертификаты, после проверки данных, необходимых для его создания;
  • удостоверяющий центр ведет реестр Сертификатов;
  • удостоверяющий центр осуществляет блокировку электронной подписи, если есть обоснование ее ненадежности;
  • удостоверяющий центр ЭЦП предоставляет программное обеспечение клиентам;
  • удостоверяющий центр ЭЦП осуществляет техническую поддержку пользователей;
  • удостоверяющий центр предоставляет возможность осуществлять полномочия своим Агентам по выдаче Клиентам Агентов Сертификатов, выпущенные Удостоверяющим центром;
  • реализует подтверждение подлинности электронной подписи в ответ на обращения владельцев Сертификатов;

 

В Российской Федерации существуют множество удостоверяющих центров, но на рынке можно выделить несколько лидеров данной отрасли:

  • Удостоверяющий центр СКБ Контур — крупнейший удостоверяющий центр России, который функционирует с 2003 года.   За все время работы центра выдано более 4 000 000 сертификатов электронной подписи, ежемесячно выпускается порядка 50 000 новых сертификатов. Федеральный охват, круглосуточная поддержка, возможность ускоренного выпуска ЭЦП. 
  • ЕЭТП (АО "Единая электронная торговая площадка" (Росэлторг)) – на данный момент лидирует в сфере услуг рынка электронных торгов России. При этом компания расширила свой ассортимент услуг, переориентировав рынок сбыта помимо организации и проведения торгов. И это ей хорошо удается, так как компания старается занимать ведущие позиции в каждом виде своей деятельности. 
  • Электронный экспресс – находиться в составе компании Гарант и является официальным оператором электронного документооборота Федеральной налоговой службы. Данная компания имеет множество лицензий, в том числе и лицензию ФСБ.
  • Такснет – организация, где можно получить не только электронную подпись, но и другое программное обеспечения, связанное с информационной безопасностью. Также активно распространяет ПО для электронного документооборота. Помимо этого в продуктах компании представлена возможность приобретения Электронной подписи для продажи и закупки алкогольной продукции.
  • Сертум-Про относиться к ЗАО «ПФ «СКБ Контур» также разрабатывает ПО, которое упрощает электронный документооборот. 
  • Такском – организация делает основной упор на разработку и внедрение внешнего и внутреннего документооборота компаний. Помогает в передаче отчетности в различные контролирующие органы. 
  • Компания Тензор – деятельность помимо разработки систем документооборота, направлена на поставку компьютерной техники, и торгового оборудования, активно идет разработка и внедрение систем автоматизации предприятий. 
  • Национальный удостоверяющий центр – основная деятельность развернута возле разработки и продажи электронных подписей. Так же помогает в работе с государственными информационными системами

 

Внимание: Для оперативного получения электронной подписи рекомендуем воспользоваться удостоверяющим центром СКБ Контур с более, чем 13 летним стажем в данной сфере. Оформить ЭП оперативно и по выгодной цене Вы сможете по данной ссылке.

 

Выбирая где получить электронную подпись, необходимо убедиться присутствуют ли в вашем городе пункт, в котором осуществляется выдача электронной подписи. На сайтах удостоверяющих центров в разделе как получить электронную подпись можно найти подробную информацию. 

Если есть необходимость изучить другие предложения Агентов, где можно получить электронные подписи, то помимо основных удостоверяющих центров, можно воспользоваться коммерческими предложениями других компаний. Со списком этих компаний, где можно получить электронные подписи можно ознакомиться на сайте www.minsvyaz.ru в разделе Аккредитация удостоверяющих центров. 

 

6. Как получить электронную подпись и правильно заполнить заявку?

 

После того, как вы определились с видом электронной подписи и выбрали удостоверяющий центр, можно приступать к оформлению и подачи заявки в удостоверяющий центр, где вы получите электронную подпись.

Заявление на получение электронной подписи подается либо в офисе компании, либо онлайн на сайте компании.

Выбирают онлайн заявку в том случае, если нет времени предварительно посещать лично офис удостоверяющего центра, где необходимо получить электронную подпись. Как правило, после заполнения и отправки заявки менеджер удостоверяющего центра связывается для уточнения дополнительных данных. 

Менеджер также поможет решить возникшие вопросы, проконсультирует с размером оплаты и объяснит, как вы сможете получить электронную подпись. Оформить и забрать сертификат электронной подписи необходимо только в аккредитованных удостоверяющих центрах

 

7. Как получить электронную подпись для физического лица? 

 

Для получения квалифицированного сертификата электронной подписи физическими лицами есть основные документы, которые потребуются для оформления и получения электронной подписи:

-паспорт либо другой документ удостоверяющий личность владельца ЭП;

-СНИЛС владельца ЭП.

И соответственно личное присутствие либо доверенность на представителя.

Получая квалифицированного сертификата электронной подписи юридические лица должны приготовить следующие документы:

-паспорт либо другой документ удостоверяющий личность владельца ЭП;

-документ, подтверждающий право действовать от имени организации для оформления ЭП (доверенность, приказ о назначении);

-копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

-реквизиты организации; 

-СНИЛС владельца ЭП.

Иногда требуют выписку из реестра юридических лиц, но учитывая распространённость применения электронных документов, такую выписку удостоверяющий центр может запросить в электронном виде сам на сайте налоговой инспекции. 

 

Для индивидуального предпринимателя:

-копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

-паспорт либо другой документ удостоверяющий личность владельца ЭП;

-реквизиты организации, в том числе банковские;

-СНИЛС владельца ЭП. 

 

Перед тем как получить электронную подпись лучше приготовить заранее флеш-накопитель, если вы не приобретали отдельно защищённые носители для сертификата вместе с покупкой электронного ключа.

 

8. За что мы платим, перед тем как получить электронную подпись?

 

После того как вы определились где вы будете получать электронную подпись, необходимо получить счет на оплату данной услуги. Выбрав предварительно соответствующий тариф в удостоверяющем центре. Перечислить оплату, перед тем как получить электронную подпись, необходимо заранее, чтобы деньги пришли на счет компании, в которую вы обратились. Размер платы по счету зависит от вида электронной подписи и от дополнительных услуг, включаемых в него. 

После того, как вы получили электронную подпись, вы автоматически приобретаете вместе с ней сам сертификат ключа подписи и техническую поддержку от удостоверяющего центра. 

Тарифы варьируются от 1 500 рублей и где-то до 16 000 рублей. После того как выставили счет на получение электронной подписи, цена меняться не будет, пока не истек срок действия этого счета. В удостоверяющем центре, где вы получаете электронную подпись, можно получить скидку, если количество сертификатов будет достаточно большое. 

 

9. Как получить электронную подпись, не обращаясь в удостоверяющий центр?

 

Если вы знакомы с программированием, то понимаете, что создать электронную подпись своими руками вполне реально. Необходимо разобраться с тем, как написать соответствующее ПО и сгененрировать сертифицированный ключ. Для этого понадобится программа КриптоАрм. С ее помощью вы можете сгенерировать криптографическую последовательность онлайн. В этом случае, такая самостоятельно созданная электронная подпись не будет относиться ни к одному удостоверяющему центру. Но использовать ее до «перевыпуска» можно вполне полноценно в течение года. Такая подпись, как и при получении электронной подписи для физических лиц может использоваться не везде, и в основном только для документационного оборота между ограниченным кругом лиц. 

Также бесплатно получить сертифицированный ключ можно в Управлении федерального казначейства. Однако, следует иметь ввиду, что с 15 октября 2009 года Федеральное казначейство предоставляет такие подписи только для госслужащих. 

 

Теперь, когда получить электронную подпись не составляет никакого труда, она может вам облегчить документооборот вашей компании. Теперь не нужно отстаивать в очереди в контролирующие органы и любую государственную услугу вы сможете получить очень оперативно. Кроме того, наличие электронной подписи даст возможность принимать участие в электронных торгах, проводимых государством и корпоративными заказчиками.

 

Похожие статьи:

Поделитесь информацией по госзакупкам с Вашими коллегами и друзьями в любимой соцсети! Нажмите на соответствующую кнопку ниже.
Рейтинг: 0 Голосов: 0 3801 просмотр
Комментарии (0)